ЭКСПЕРТ ГРУПП

WWW.AS9100.RU

SAE AS 9100 C / EN 9100:2009
Quality Management Systems – Requirements for Aviation, Space and Defense Organizations
Системы менеджмента качества – Требования для авиационных, космических и оборонных организаций

Цели в области качества

Проблемы перевода?

Сначала сравним редакцию п.5.4.1 стандартов ГОСТ Р ИСО 9001 и ISO 9001 / AS 9100

ГОСТ Р ИСО 9001 ISO 9001 / AS 9100
5.4.1 Цели в области качества 5.4.1 Quality Objectives
цели в области качества, включая необходимые для выполнения требований к продукции, были установлены в соответствующих подразделениях и на соответствующих уровнях организации. Цели в области качества должны быть измеримыми и согласуемыми с политикой в области качества. … quality objectives, including those needed to meet requirements for product, are established at relevant functions and levels within the organization. The quality objectives shall be measurable and consistent with the quality policy.

Вопрос номер 1: Что такое "Цель"?

На самом деле речь идет не о "цели", а о системе "objectives". Objectives, как общая характеристика объекта менеджмента, постановка задачи.

Состав категории "objectives" Отвечает на вопрос: Мы привыкли называть это так:
Название Что? Функция
Цель Зачем? Назначение
Задачи Как? План мероприятий
Объект Какие, сколько, где, куда? Ресурсы
Предмет Кто? Ответственность
Значимость Почему? Согласованность с политикой
Новизна Сопутствующий эффект, задел на будущее, конкурентное преимущество и т.п.

Вопрос номер 2: Что такое "Подразделения и уровни организации"?

На самом деле, речь не идет о подразделениях. Речь идет об уровнях управления, причем по функциональным направлениям (functions and levels). Если взять за основу линейно-функциональнцю структуру (а подавляющее большинство отечественных предприятий имеет структуру, основанную именно на ней), то требование ISO 9001 в отношении планирования по функциям и уровням организации (п.5.4.1) выглядит примерно так, как показано на рисунке ниже (функции - вертикально, а уровни - горизонтально).

Функции - вертикально, а уровни - горизонтально

Вопрос номер 3: Что такое "Измеримая"?

Понятие «измеримость» не означает, что должно быть назначено числовое значение.

Понятие «измеримость» означает, что должна быть оговорена возможность оценки результата (измерение/проверка/сравнение с эталоном и т.д.). Хотя и оценка результата - это тоже числовое значение, например, [Да/Нет] или [1/0].

Теперь всё вместе

Пункт 5.4 предполагает модель планирования системы управления, например, как это показано ниже. (Но не забываем, что помимо Plan есть еще Do, Check и Act).

Plan - Разработка концепции развития организации (как образа ожидаемого результата) с определяющими стратегическими целевыми показателями, формирование на их основе среднесрочных целей процессов с вытекающими оперативными задачами подразделений, например, в виде плана мероприятий, управление которым обеспечит в итоге реализацию стратегии развития.
Do - выполнение плана мероприятий
Check - оценка (объективные свидетельства, подтверждающие, что задачи решены, а цель достигнута)
Act - управленческие решения, вытекающие из оценки

Графически, такую модель можно представить следующим образом:

Модель системы планирования

Общий алгоритм целеполагания

Методически, порядок планирования может выглядеть следующим образом:

  1. Проанализировать Политику предприятия на предмет:
 
  • насколько этот документ отражает стратегию развития;
  • содержит поведенческий образ организации в отношении сторон заиниересованных в ее деятельности;
  • понятен "простым людям" и не превышает разумных размеров.
  2. На основании положений Политики в области качества установить цели процессов, включая:
 
  • формулировку цели,
  • измеримый показатель,
  • критерий достижения,
  • при необходимости указать срок.
  3. Организовать защиту целей процессов на собрании в присутствие всех руководителей процессов и ПРК.
  4. На основании целей процессов сформулировать задачи каждого подразделения, включая:
 
  • формулировку задачи,
  • ответственный,
  • срок,
  • критерий успешного выполнения,
  • записи (свидетельства) выполнения.
  5. Провести анализ риска не выполнения каждой из задач.
  6. Для задач с высоким риском разработать предупреждающие действия, оценить оставшийся риск.
  7. Включит задачи и действия по управлению риском в план работ.
  8. Организовать защиту планов подразделений на собрании в присутствие всех руководителей подразделений, процессов и ПРК.
  9. Установить срок (периодичность) отчетности и форму проведения (Совет, Комиссия и т.п.).
  10. Документировать управленческие решения, вытекающие из анализа выполнения планов.
  11. Документировать выводы о решении (не решении) задач и достижении (не достижении) целей.

Г.М. Шишков

<Остальное пока в разработке>
 
Яндекс.Метрика
© 2011 Эксперт Групп: Info@AS9100.ru
ООО "Эксперт Групп"
 

© 2011 Эксперт Групп: Info@AS9100.ru